
В Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре Москвы 24 июля сего года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, среди решений которого, одно было особенно важно для донцов. В рапорте Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на основании ходатайства митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия предложен к рассмотрению вопрос о канонизации в лике местночтимых святых протоиерея Иоанна Домовского. В результате Священный Синод постановил:
1. Причислить к лику святых в чине праведных для местного почитания в Донской митрополии протоиерея Иоанна Домовского.
2. Память праведного Иоанна, пресвитера Ростовского, совершать 24 февраля / 9 марта в день его кончины и 27 августа / 9 сентября в день перезахоронения его останков в 2020 году.
3. Честные останки праведного Иоанна, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
5. Преосвященному митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию в сослужении архиереев Донской митрополии и желающих присоединиться к торжествам архипастырей совершить чин прославления праведного Иоанна.
Процесс рассмотрения ходатайства Донского священноначалия занял несколько лет и увенчался торжеством обретения новоявленного донского святого, которого уже многолетно в нашем регионе почитают.
Работая над исследованием истории Донского и Екатеринославского отделов Императорского Православного Палестинского Общества, по выигранному гранту Российского фонда фундаментальных исследований, древлехранитель Шахтинской епархии впервые обнаружил, что чтимый на Дону и а Приазовье священник был членом ИППО и проводил в Нахичевани и в Ростове-на-Дону просветительскую работу, посвящённую Святой Земле и деятельности в ней Палестинского Общества. До 1919 года города Нахичевань-на-Дону, Ростов-на-Дону и Таганрог входили в состав Екатеринославской епархии, будучи в составе Области войска Донского с конца 1880-х годов. Поэтому отец Иоанн, будучи тогда священником Екатеринославской епархии, вступил в ИППО по Екатеринославскому отделу. К моменту блаженной кончины отца Иоанна, Нахичевань стала районом Ростова-на-Дону, а храмы Приазовья вошли в состав Ростовской епархии русской Церкви. Более подробная информация об этом содержится в монографии: Шарков И.Г., Томилина Л.Б. Донской и Екатеринославский отделы Императорского Православного Палестинского Общества в конце XIX – начале XX веков: социокультурная и просветительская деятельность на Юге Российской империи. Монография. Издательство ООО «Полиграфический комплекс ЭСМА-ПРИНТ», р. п. Каменоломни, 2022 г. 284 с., ил.
Иоанн Алексеевич Домовский, митрофорный протоиерей, настоятель храма св. благоверного князя Александра Невского г. Нахичевани-на-Дону, член-сотрудник Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с ежегодным взносом по Екатеринославскому отделу с 1897 г., чтимый на Дону и в Приазовье пастырь-старец. Будущий протоиерей родился 30 марта 1844 г. (по другим данным, в 1846 г.) в селе Покровском Екатеринославской губернии в семье диакона. Закончил в 1865 г. Екатеринославскую духовную семинарию. Был 30 августа 1866 г рукоположен во иерея и назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда. Затем был переведён в кафедральный собор Екатеринослава. В 1875 г. являлся членом Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище, в 1875–1889 годах состоял членом цензурного отделения. «Назначен Протоиерей Иоанн Домовский по 3-му округу Славяносербского уезда помощником благочинного священник Николаевской церкви с. Васильевки Иоанн Домовский». С 1882 года служил законоучителем в Городском трехклассном училище, состоял членом Попечительства о бедных духовного звания и комитета Православного миссионерского общества. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882–1898 гг. упоминаются многочисленные факты его благотворительной деятельности. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. был назначен ключарём кафедрального собора, проводил «внебогослужебные собеседования» с прихожанами. Такие собеседования в конце 1890-х годов послужили методической основой для Палестинских чтений (чтений о Святой Земле). В 1889 году – благочинный церквей 2-го округа Бахмутского уезда, служил и проживал в с. Сергеевке. Законоучительствовал в Епархиальном женском училище, в Екатеринославском городском 3-х классном училище. Затем проживал в городе Мариуполе. В 1893 году был награждён орденом Св. Анны 3 степени.
Согласно прошению, 15 сентября 1896 года, был временно перемещён к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону (позже вошёл в г. Ростов-на-Дону и стал городским районом). В декабре 1896 года был назначен настоятелем новопостроенной на средства купца Первой гильдии Гавриила Ильича Шушпанова Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону (купец Г.И. Шушпанов и его супруга Сусанна Васильевна имели в г. Александровске-Грушевском рудник, в аудитории которого в начале XX в. проводились народные Палестинские чтения).
Отец Иоанн, будучи на Дону, вступил в Императорское Православное Палестинское Общество по Екатеринославскому отделу в 1897 году, неоднократно жертвовал разные суммы в пользу ИППО. Его участие в деятельности этой всесословной церковно-общественной организации, положившей начало широкому развитию гражданского общества в Российской империи, в биографиях почитаемого священника-подвижника ранее не было отмечено.
13 июня 1899 года был возведён в сан протоиерея. В народе пользовался авторитетом и любовью, за смирение и прозорливость почитался праведником. Согласно народному преданию, высокую духовную оценку отцу Иоанну Домовскому дал святой праведный Иоанн Кронштадтский во время своего пребывания в Ростове-на-Дону.
В семье было четыре дочери, казённого жалования не получал. Овдовел до 1908 года. Был в 1910 году удостоен ордена Св. Анны 2 степени, к 6 мая 1914 года был награждён орденом Св. Владимира 4 степени. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова, служил на Ростовской кафедре в 1951–1955 гг. ), изложенным в «Записках архиерея», «в 1916 г. о. Иоанн ушёл на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней он проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи. Отец Иоанн оставался после 1916 года почётным настоятелем Александро-Невского храма Нахичевани-на-Дону. До 1918 года служил законоучителем в Начихеванской женской гимназии. Являлся духовным отцом будущего священномученика Захарии (Лобова), епископа Нижне-Чирского, затем Аксайского, викария Донской епархии, затем, архиепископа Воронежского, (священником служил в храмах Донской епархии, 10 лет – с 1890 по 1900 гг., прослужил законоучителем в Александровске-Грушевском). Протоиерей Иоанн, как и его духовный сын епископ Захария активно противостоял обновленчеству на Дону в 1922–1924 гг. Скончался 9 марта 1930 года, был первоначально погребён при бывшем Софийском храме. После его закрытия и ликвидации кладбища в конце 1930-х годов, прах был перенесён на Пролетарское (Армянское) кладбище. Отец Иоанн предсказывал, что прах его будет погребён два раза, – что и исполнилось. 9 сентября 2021 года, во исполнение воли почившего и просьбы родственников, честные останки протоиерея Иоанна Домовского были возвращены на прежнее место, в церковную ограду и отныне покоятся при Александринском храме города Ростова-на-Дону (несохранившийся Софийский храм был приписным к Александрийскому).
Автор этих строк в начале 2000-х годов, будучи студентом Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, центр дистанционного обучения которого тогда находился рядом со старым Армянским кладбищем в Ростове-на-Дону, во время посещений ЦДО всегда старался посетить могилу старца-священника Иоанна Домовского. Вместе с сокурсниками (многие из которых были в священном сане), мы совершали литии на его почитаемой могиле. Многие тогда по молитвам к подвижнику благочестия получали просимое.
Вместе со всеми православными Дона, Донбасса и всего Юга России ожидаем совершения в г. Ростове-на-Дону чина канонизации святого праведного протоиерея Иоанна Домовского. Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!
Источники:
1. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич), митрополит. Записки епископа / Митрополит Вениамин (Федченков). – 1. изд. – СПб. : Воскресенiе, 2002. – 479 с., [9] л. ил., портр.
2. Екатеринославские епархиальные ведомости, №4, 1875, Офиц. отд., С. 84.
3. Екатеринославские епархиальные ведомости, №3, 1898, Офиц. отд., С. 43.
4. Кутырева Анна. Ростов / Из воспоминаний духовных чад батюшки о. Иоанна Домовского: URL: http://www.proza.ru/2012/08/27/1672.
5. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 г. / 140 сост. Н.С. Быстрицкий, секретарь Екатеринославского губернского статистического Комитета. Екатеринослав, Типография губернского правления. 1889. С. 415-416.
6. Справочная книга Екатеринославской епархии [за 1908 г.] / Изд. Екатериносл. дух. консистории. Екатеринослав, 1908. 1103 с. – С. 877-878.
7. Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 г. Екатеринослав, Ти погр. С. И. Барановского, 1914.– 488 с. 8. Страница сайта Вознесенского храма г. Батайска (по материалам сайта «Дон ской временник») URL: http://www.hram-bataysk.ru/протоиерей-иоанн-домовский/.
Древлехранитель Шахтинской епархии, старший преподаватель каф. «Православная культура и теология» ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, член Совета Ростовского отделения ИППО Илья Геннадиевич Шарков